RSS

Права ребенка

16:35 27.05.2016

ребенок рисует.jpgВ жизни каждого человека семья занимает важное место. Но, к сожалению, в последние годы заметно снижение авторитета семьи с ее традициями и устоями. Достаточно часто в обществе поднимаются вопросы безразличия родителей по отношению к собственным детям. Все больше в судопроизводство поступает дел с требованием о лишении, либо ограничении родительских прав.

В первую очередь, во всех конфликтных ситуациях, происходящих в семьях, необходимо ограждать детей от агрессии и безразличия родителей, а также прилагать все усилия для соблюдения их прав, свобод и законных интересов.

В Конституции РФ закреплено положение, согласно которому материнство и детство, семья находится под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

Декларация прав ребенка провозглашает основные права ребенка, среди которых право на здоровые рост и развитие, а также положение согласно которому ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации . К великому сожалению, не все семьи являются благополучными, и не все родители достойно выполняют свои права и обязанности по воспитанию своих детей. Государство не может не реагировать на ситуации, ставящие детей в тяжелое жизненное положение, ущемляющие их свободы и права. Семейный кодекс предусматривает правовые механизмы защиты таких детей, среди которых есть лишение родительских прав, их ограничение и отбирание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью. Поскольку первые две процедуры достаточно длительные по времени, возникает необходимость мобильной защиты детей, и в этих случаях применяется их отбирание у родителей.

Статья 77 Семейного Кодекса Российской Федерации (далее — Закон) предусматривает возможность немедленного отобрания ребенка у родителей органом опеки и попечительства до принятия решения судом о лишении родителей родительских прав или об ограничении их в родительских правах.

Основанием применения такой меры является наличие реальной угрозы, которая не вызывает сомнения в возможности наступления для ребенка отрицательных последствий как для жизни, так и для здоровья ребенка. Это может быть выражено по-разному: физическое или психологическое воздействие на ребенка, характеризующееся оставлением ребенка без присмотра, питания, избиения, оскорбление, пренебрежительное, унижающее человеческое достоинство обращение с ребенком и др. При оценке реальной угрозы необходимо учитывать возраст ребенка.

В соответствии с семейным кодексом, отбирание детей могут осуществлять только органы опеки и попечительства. Они вправе и обязаны отбирать детей, при непосредственной угрозе их жизни и здоровью у родителей, а также у других лиц, у которых на попечении находится ребенок. Стоит учитывать, что действия органов опеки и попечительства могут быть обжалованы в судебном порядке родителями, данная возможность является сдерживающим фактором, для произвола со стороны органов опеки и попечительства, и гарантией государственной защиты материнства, детства и отцовства.

Сам процесс(порядок) отбирания детей у родителей обладает особенностями. К ним в первую очередь относится вынесение органом опеки и попечительства акта об отобрании ребенка, принимаемого по результатам рассмотрения сообщения о наличии угрозы жизни и здоровью ребенка.

На орган опеки и попечительства помимо самого процесса отбирания детей у родителей, возложены и иные обязанности среди которых:

* Незамедлительное уведомление прокурора о случившемся, который может возбудить уголовное дело в отношении родителей, одного из них, а также лиц, у которых на попечении находится ребенок, совершивших общественно опасное деяние;

* Орган опеки и попечительства должен временно устроить ребенка (как у родственников, так при их отсутствии в социальных реабилитационных центрах для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

* Предъявление иска в суд, в течение семи дней, о лишении родительских прав.

Процесс отбирания ребенка является весьма емким и достаточно трудным, поэтому прокуратура осуществляет надзор за действиями органов опеки и попечительства, которые обязаны уведомлять прокурора об отбирании ребенка. При несогласии прокурора с отобранием ребенка у родителей, либо лиц, их замещающих, он имеет право принести протест на нарушающий права человека и гражданина акт, либо обратиться в суд, в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Таким образом, законодателем создана достаточно оперативная мера, позволяющая оградить ребенка от условий, угрожающих его жизни и здоровью.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати